среда, 30 октября 2013 г.

История Таиланда.

История Таиланда с XII – до XX века.
Родина сиамских близнецов и голубоглазых сиамских кошек несколько раз меняла имена. Древняя история Таиланда окутана тайной: точных сведений о возникновении народа таи нет. По некоторым предположениям, одно из племён спустилось к Сиамскому заливу из китайской провинции Сычуань. В год, когда степная Орда напала на Русь (1238г.), таи, слившись с монами, основали первую столицу своего королевства - Сукотаи, продержавшуюся всего 150 лет. Её поглотило другое тайское королевство – Аютия (Аютайя). Оно продержалось более четырёх веков, за это время в нём правили 33 короля, а одноимённая столица стала одним из самых больших городов в мире. Именно Аютия установила в XVI веке первые дипломатические и торговые отношения с европейцами, для начала - с мореходами-португальцами.
Аютия постоянно вела войны со своими соседями: то с великой империей кхмеров, то с королевством Бирма. В 1767 году бирманское войско сожгло Аютию дотла. Это был чёрный день тайской истории: никто не мог сказать, возродиться ли снова независимое государство. Но 500 тайских военных бежали в Кампучию и там стали провозглашать своих лидеров королями. Возведённый на престол в 1782 году генерал Пья Чакри, названный Рамой I, положил начало царствующей ныне династии и основал современную столицу Таиланда - Бангкок.
В XIX веке странам Юго-Восточной Азии было трудно сопротивляться бурному процессу колонизации. Но, несмотря на территориальные уступки, Таиланд, в то время Сиам, никогда не был ничьей колонией, оправдывая еще одно свое название - Муанг Тай - Страна свободных. Название Сиам, которым наградили страну соседи, происходит от санскритского “сайяма” - “темнокожий”. Однако в другом написании это слово означает “прекрасный”, “сине-зелёный”, какими на самом деле и предстают взору путешественника пейзажи побережья Сиамского залива. (Таиландом страна называется с 1949 года.)
Первые известия о Таиланде привезли в Европу в начале XVII века португальцы. К середине прошлого века англичане за­хватили Индию и часть Бирмы. В это же время французы заняли Камбоджу и Лаос. Между владениями английских и французских коло­низаторов лежало большое феодальное госу­дарство Сиам. И Англия, и Франция стремились захватить его.
В конце концов дипломаты обеих стран до­говорились оставить Сиам самостоятельным го­сударством. Пользуясь военной и экономиче­ской слабостью страны, колонизаторы навязали ей неравноправные договоры и превратили ее в полуколонию. Из Сиама колонизаторы вывози­ли рис, ценное тиковое дерево и каучук, а вво­зили туда промышленные изделия.
История Таиланда в XX веке.
До 1932 г. в Сиаме была абсолютная монар­хия, т. е. вся власть в стране принадлежала королю, и его там почитали, как бога. В исто­рии Сиама был случай, когда член королев­ской семьи утонул на глазах у царедворцев; достаточно было протянуть руку, чтобы спасти утопающего, но прикосновение к королю или к кому-либо из его семьи считалось святотатст­вом. И до сих пор простые смертные могут приближаться к королю только на коленях, а вблизи него должны падать ниц.
В 1932 г. в Сиаме произошел государствен­ный переворот. Была принята конституция, ограничивающая права короля. Ему по-преж­нему принадлежала высшая законодательная и судебная власть, король оставался верховным главнокомандующим вооруженными силами Сиама и верховным покровителем господству­ющей там религии — буддизма. Исполнитель­ная власть в стране принадлежала Совету ми­нистров, который назначался королем. Но парламент мог выразить Совету министров не­доверие, и тогда король должен был назначить новых министров.
В1938 г. в стране установилась диктатура Пибулсонграма и возглавляемой им группировки офицерства.
В 1939 г. Сиам был переимено­ван в Таиланд. Но ни новое название, ни кон­ституция не изменили международное положение государства. Экономика и внешняя политика Таиланда про­должали зависеть от английских и американских империалистов.
В 1941 г. правительство Таиланда заключило военный союз с Японией, и в стране разместились японские войска. В годы войны развернулось широкое народное движение против оккупантов. В связи с капитуля­цией Японии в 1945 году ее войска были изгнаны из Таиланда. Однако в стране начали хозяйничать американцы. Империалисты превратили Таиланд в один из своих опорных пунктов в Азии, втянули его в агрессивный военный блок СЕАТО. В Таиланде строятся военные базы, прокладываются стратегические дороги.
Во 2-й мировой воине Таиланд участвовал на стороне Японии. С 1947 (с перерывами) в Таиланде фактически режим военной диктатуры. В 1991 в Таиланде произошёл 17-й (после 1932) военный переворот. В соответствии с принятой в 1991 временной конституцией высшая власть в стране передана Национальному совету по поддержанию общественного порядка, на который возложены функции конт­роля за действиями переходного пар­ламента и переходного правительства.
Отношения России с Таиландом.
Не последнюю роль в сохранении независимости Таиланда сыграла Россия, дипломатические отношения с которой были установлены в 1896 г. Однако добрые отношения между Россией и Сиамом, точнее, между двумя монархами начались за несколько лет до этого. В 1883 году цесаревич Николай, будущий российский император Николай II, совершал большое путешествие вокруг света. После посещения Японии и Индии он добрался до Таиланда, где был встречен с королевскими почестями королём Рамой V. Монархи очень понравились друг другу и быстро подружились. Сами тайцы трактуют эту дружбу как сближение Востока и Запада. В 1886 г. Рама V в сопровождении принца Ваджиравуты нанёс ответный визит в Петербург. А через десять лет его второй и любимый сын Чакрабонкс, который до этого учился несколько лет в Англии и жил в семье среднего достатка, сопровождал в Россию сиамского посла. В Петербурге он был размещён в Зимнем дворце, в апартаментах для царственных особ, и это разительно отличалось от того, что он имел в Англии. Сразу после приезда он был представлен Николаю II и вскоре поступил в пажеский корпус, который закончил в 1902 г. Принц быстро освоил русский язык, проникся русской культурой, очень любил смотреть балет, в особенности Матильду Кшесинскую, и даже сам выступал в некоторых спектаклях, порой переодеваясь в женскую одежду. В 1905 г. он встретил Екатерину Десницкую, дочь судьи из украинского города Луцка, и они тайно поженились. Когда в Бангкоке узнали про брак, принц был лишён права на престол. В 1907 г. у них родился сын - принц Чува, которого у родителей отобрали и воспитывали в королевской семье. В 20-е годы дворцовые интриги привели к разводу. Екатерина уехала в Шанхай, где и прожила до конца жизни. Принц Чува прожил спокойную жизнь при дворе и умер в 60-е годы.
Дипломатические отношения между СССР и Таиландом были установлены в 1941 году, хотя фактически поддерживались с 1947 года.
Религия.
Таиланд – земля Будды, и буддизм здесь государственная религия. 95 процентов населения исповедуют его южный вариант, остальные 5% состоят из мусульман, христиан и последователей Конфуция. Наглядное свидетельство любви тайцев к Будде - бесконечное количество храмов, построенных даже в почти необитаемых уголках страны, а также огромное число его изображений и целая армия монахов. Все тайские буддисты мужского пола начиная с 20 лет отбывают хотя бы раз в жизни “духовную повинность”, становясь монахами на срок от двух недель до трёх месяцев. Тяготы аскезы с лихвой компенсируются особо почётным статусом монахов. Монахам запрещено заниматься производительным трудом, поэтому они живут фактически на иждивении у прочих граждан. Согласно философии буддизма, всякому, кто подаст монаху, это доброе дело зачтётся в будущей жизни, Так что оба, подающий и принимающий, в результате квиты и довольны друг другом.
Тайцы очень уважают духов, боятся их рассердить и как могут, выпрашивают у них милости. Перед домами, в садах отелей и даже перед учреждениями они ставят “домик духа”: так они заманивают этого духа охранять территорию, а чтоб сторож не спал и был добрым, приносят ему еду и питьё, цветы и ароматные палочки.
Как настоящие буддисты, тайцы уважают также старших, учителей и частную собственность. И (день полнолуния в феврале) короля и королевы отмечаются как национальные праздники. Придворный этикет предполагает, что монарха нельзя трогать, то есть к нему нельзя физически прикасаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий